Ребёнок не разговаривает в 3 года
Дети начинают произносить первые звуки в 8–9 месяцев, речь развивается стремительно, и уже после 2,5 лет словарный запас состоит из 100 и более чётких слов. Если ребёнок не говорит в 3 года, ставят диагноз – задержка речевого развития . Правильная терапия и регулярные занятия помогут устранить проблему, но рассчитывать на мгновенные улучшения не стоит.
Когда ребёнок начинает разговаривать?
Речь формируется постепенно, но речевые навыки совершенствуются довольно стремительно, отклонения можно заметить ещё у грудничков. Сроки становления осмысленной речи – понятие относительное, некоторые дети уверено переходят от слогов к словам уже в 10–12 месяцев, другие ещё в 2 года только начинают делать первые попытки
Этапы развития речи
Возраст | Речевые навыки |
3 месяца | Груднички активно гулят. |
6 месяцев | Дети живо реагируют на жесты родителей, особенно в процессе игр, груднички постоянно лепечут. |
8–10 месяцев | Умение повторять за родителями простые слова, появляются первые осмысленные слоги. |
1 год | Дети начинают говорить первые слова, словарный запас состоит минимум из 12–15 простых слов, произносят их чётко, используют часто и правильно. Умеют называть знакомые предметы на своём языке, но в словах присутствует много схожих звуков. |
1,5 года | Речь становится понятной для окружающих, дети легко выполняют простые просьбы. |
2 года | Словарный запас пополняется ежедневно, дети умеют объединять предметы по общим признакам, пользуются местоимениями, предлогами, глаголами. Даже если ребёнок не хочет говорить, при правильном развитии он легко совершает 2 последовательных действия. |
2,5 года | Дети активно общаются, знают названия животных, частей тела, начинают составлять предложения |
Что должен говорить трёхлетний ребёнок?
В 3 года дети должны уметь говорить слова полностью, не глотать окончания, не переставлять слоги, строить и произносить короткие предложения, их речь понятна для окружающих.
Что должны уметь 3-летние дети:
- Рассказать немного о себе – имя, пол, возраст.
- Составлять правильное предложение из 3–5 слов, грамматические ошибки вполне допустимы в этом возрасте.
- Составлять уменьшительную форму существительного при помощи суффикса, делать прилагательное из существительного.
- Уметь находить синонимы.
- Объединять предметы, слова по общим признакам.
- Правильно выговаривать практически все звуки, за исключением шипящих, буквы Р, Л.
Трёхлетки могут склонять, свободно оперировать примерно 350 словами, активно выражают потребности, чувства, эмоции. Но даже неговорящий ребёнок в этом возрасте должен уметь совершать 3 последовательных действия.
Важно! В 3–4 года дети с речевыми отклонениями нередко говорят цитатами из мультфильмов, или повторяют исключительно слова окружающих их людей, но строить собственные фразы им еще не под силу.Причины задержки речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание детей в процессе овладения речью, патологию диагностируют в 2–4 года. Без надлежащего лечения могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией, умственным развитием. Точные причины возникновения нарушений полностью не изучены, специалисты говорят лишь о провоцирующих факторах.
Почему возникают патологии речевого развития:
- гипоксия, сбои в работе периферической нервной системы – проблема нередко возникает на фоне гестоза, тромбофлебита, отслойки плаценты;
- инфекционные заболевания при беременности;
- преждевременные роды;
- ЧМТ при рождении или внутри утробы;
- употребление алкоголя, наркотических веществ, сильнодействующих препаратов, курение мамы во время беременности;
- нарушение слуха;
- врождённая немота – возникает на фоне поражения речевого аппарата;
- аутизм и другие врождённые психические заболевания;
- сильный испуг, продолжительный стресс;
- недостаточное общение с родителями, сверстниками – начинайте разговаривать с ребёнком ещё во время вынашивания;
- отсутствие развивающих занятий.
Диагноз ЗРР ставят в 3 года, если отсутствует внятная речь и ребёнок не говорит предложениями – это тоже относится к отклонениям, но не столь значимым.
Речевые нарушения часто сопровождаются аутоподобным поведением – боязнью людей, отказом от участия в играх с другими детьми, замкнутостью, частыми истериками.
Отставание в речевом развитии выявляют у 5–12% детей: из них каждый 4 – это мальчик, у девочек ЗРР отмечают реже.К какому врачу обратиться?
Если малыш не разговаривает в 3 года, не может строить осмысленные простые предложения, обратитесь к педиатру. После осмотра, при выявлении отклонений в развитии, специалист выпишет направление к невропатологу, логопеду, ЛОРу, психологу или психотерапевту.
Как разговорить ребёнка в 3 года?
Для коррекции нарушений используют разные методы, исходя из причины и степени тяжести патологии. Успех лечения во многом зависит от родителей, поскольку специальные логопедические упражнения, гимнастика, другие рекомендации врача нужно выполнять самостоятельно и регулярно. При лечении тяжелых форм не ждите быстрых результатов.
Медикаментозное лечение
Эффективные препараты – Энцефабол, Пантогам, ноотропы улучшают микроциркуляцию крови и питательных веществ в тканях, восстанавливают функции мозга. Дополнительно назначают средства с йодом, глицином.
Усилить действие лекарственных средств помогают физиопроцедуры – магнитотерапия, электростимуляция, лечебный массаж.
Развитие мелкой моторики
Чтобы помочь малышу, который плохо разговаривает, уже в полгода начинайте развивать мелкую моторику – она неразрывно связана с речевым центром и координацией, занятия актуальны для деток в любом возрасте.
Как научить правильно говорить – полезные занятия:
- рисование;
- лепка;
- собирание мозаики, пазлов, конструктора с мелкими деталями;
- пересыпание руками крупы, макаронных изделий, можно спрятать небольшую игрушку в ёмкости с разными крупами;
- нанизывание бусин, завязывание лент и шнурков, застёгивание пуговиц;
- пальчиковый, теневой театр.
Как заставить говорить ребёнка – простые упражнения
Гаджеты, телевизор, современные игрушки нередко отодвигают нормальное человеческое общение на второй план, а если добавить к этому постоянную загруженность родителей, то становится понятным, почему всё чаще у детей возникают речевые отклонения.
Трёхлетний ребенок плохо говорит – что делать:
- Классическая музыка улучшает способность воспринимать мир звуков, благотворно влияет на работу головного мозга, развитие речи.
- Описывайте всё, что видите вокруг, называйте все предметы, их цвет, размер, для чего они нужны, животных и звуки которые они произносят, продукты, комментируйте все действия ребёнка.
- Не просите сказать какое-то слово, повторять за вами.
- Делайте утреннюю гимнастику в сопровождении весёлых и простых песен.
- Чаще обращайтесь к детям с разными просьбами, задавайте вопросы.
- Учите скороговорки, небольшие стихотворения – никогда не смейтесь, грубо не одёргивайте детей, если они запинаются, говорят неправильно, исправляйте ошибки спокойно, наберитесь терпения.
- Развивайте фонематический слух – учите детей отличать звучание музыкальных инструментов, предметов из разных материалов.
- Совершенствуйте зрительную память – переставляйте предметы, убирайте одну игрушку из ряда.
Надувайте шарики, задувайте свечи, дуйте на одуванчики – дыхательная гимнастика учить вырабатывать воздушную струю определённой силы и мощности.
Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика
Часто невнятная речь вызвана неправильной постановкой языка и губ во время произношения слов, причину выявит логопед, задача родителей – заниматься каждый день не менее 7–10 минут.
Логопедический массаж – специалист воздействует на активные точки на мочках ушей, поверхности языка, губ и щёк
Важно! Дефектолог, который устраняет ЗРР, на занятиях развивает память, мышление, мелкую моторику. Посетить специалиста можно уже в 2 года.
Коррекционные занятия
В специализированных детских садах или группах проблемы с речью устраняет логопед, дополнительно используют эффективные методики – арт-терапия, лечение цветом, звуком.
Логоритмика – пение, проговаривание стихов под музыку, при этом дети совершают определённые действия руками. Этот метод терапии позволит решить сразу несколько проблем – улучшить координацию и артикуляцию, развить фонематический и музыкальный слух, чувство ритма.
Альтернативные методы коррекции ЗРР – иппотерапия, дельфинотерапия.Советы доктора Комаровского
Родителям свойственно сравнивать своего ребёнка с другими детьми, что часто вызывает необоснованную панику. Если малыш не говорит ни слова в 1–2 года, особых причин для беспокойства нет, но отсутствие речи после 2,5 лет – повод проконсультироваться со специалистами разного профиля.
Одна из основных причин молчания – проблемы со слухом. Обязательно посетите ЛОРа. Врач проведёт визуальный осмотр, проверит способность воспринимать звуки различной частоты и громкости, нередко назначают аудиометрию.
Если со слухом всё в порядке, придётся посетить невролога – неврологические заболевания, патологии развития и болезни головного мозга негативно влияют на развитие речевого аппарата. Основной метод диагностики в таких случаях – МРТ.
Если же ни один специалист не выявил отклонений, причины молчания носят психологический и педагогический характер – отсутствие нормального общения с родителями, воспитание в билингвальной семье.
Советы педиатра:
- Воспринимайте детей с самого рождения как полноценную личность – обсуждайте с ними важные вопросы, советуйтесь.
- Чрезмерная родительская опека – частая причина отсутствия мотивации учиться говорить. Не спешите выполнять требования ребёнка, если он просто показывает на нужную вещь, пусть учиться подбирать слова, озвучивать свои просьбы.
- Не сюсюкайте, не разрешайте делать это другим людям – дети должны слышать правильную речь.
- Отслеживайте динамику речевого развития, если словарный запас одинаков в 2 и 3 года, это ненормально.
- При наличии речевых нарушений не давайте детям гаджеты, а время просмотра мультфильмов сведите к минимуму, лучше почитайте вместе интересную книгу.
Иногда, для того, чтобы молчун заговорил, достаточно отдать его в детский садик, там ребёнок точно не будет страдать от недостатка общения.
Перед посещением врача чётко сформулируйте проблему – ребёнок не понимает речи окружающих, не отвечает на вопросы взрослых, или же всё понимает, но не говорит.Если трехлетний ребенок мало, непонятно или совсем не говорит, родителям следует приложить все усилия, чтобы устранить речевые дисфункции. При своевременном и правильном лечении, неукоснительном выполнении всех рекомендаций специалиста, у 85–90% детей проблема исчезает к 6–7 годам.