Эхолалия у детей и взрослых: причины, симптомы, лечение и коррекция
Эхолалия – редкая патология, которая встречается чаще всего у детей, бывают такие случаи, когда заболевание диагностируется у взрослых и на то есть свои причины. Данное отклонение можно распознать и самостоятельно.
Эхолалия – расстройство речи неврологического характера, при котором человек бесконтрольно постоянно повторяет услышанные слова и фразы.
В большинстве случаев диагностируется именно у детей младшего возраста и иногда такое состояние считается нормой в том случае, когда у малыша формируется речь.
Данное состояние считается нормой в раннем детском возрасте – до 4 лет и непродолжительное время, если эхолалия наблюдается постоянно и на протяжении длительного времени, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией.
При данном отклонении создается впечатление, что малыш просто не понимает, о чем говорит и что за фразы он повторяет, но это не так. В какой-то степени это попытка вступить в диалог.
При нормальном состоянии такое речевое поведение длится не долго, но если отклонение прогрессирует и у ребенка постоянно присутствует данное состояние, то это может свидетельствовать об аутизме, задержке развития или о каком-нибудь ином неврологическом нарушении или же о заболевании зрения.
Первые признаки нарушения в любом случае должны насторожить. Заболевание поддается терапии и корректировке, но только специалистами, не стоит заниматься самостоятельным лечением.Формы отклонения
В современной медицине выделяют два вида эхолалии:
- Немедленная. Данный вид патологии характеризуется немедленным повторением услышанных слов и фраз. Таким образом, ребенок пытается показать свою физическую способность воспроизводить речь и запоминать звуки. Затем он постепенно начинает понимать, что он говорит. Данный процесс занимает несколько месяцев. Иногда немедленная эхолалия сопровождается истериками и припадками, так как ребенок не всегда понимает, о чем говорит.
- Отсроченная. Данная разновидность нарушения характеризуется повторением хорошо заученных чужих фраз на публике через длительный промежуток времени, например, стихов или отрывков из произведений. Это может происходить независимо от места и времени.
Каждый вид эхолалии требует лечения и обязательной коррекции. Поэтому при первых признаках отклонения стоит обратиться за квалифицированной помощью, чтобы не усугубить ситуацию.
Причины и симптоматика заболевания
Эхолалия – патология, которая имеет определенные причины возникновения, данное отклонение возникает иногда у детей и почти всегда у взрослых не только в результате обучения речевой деятельности, но и по другим причинам:
- психические расстройства;
- патологии неврологического характера;
- повреждение лобной доли головного мозга;
- отставание в умственном развитии;
- аутистические расстройства;
- синдром Туретта и синдром Ретта;
- имбецильность и шизофрения;
- онкология в области головного мозга;
- дислексия и дисфазия.
Отсроченная эхолалия может возникать в результате таких провоцирующих факторов:
- Самостоятельное стимулирование. Главная цель – получение положительных эмоций от сказанного. Пациент постоянно повторяет именно ту фразу или слова, которые ему доставляют удовольствие. Если данный вид отклонения использовать в качестве развлечения, то можно потерять связь с реальностью.
- Коммуникация настроения. Повторяющиеся фразы могут создать определенное настроение, то есть запрограммировать пациента.
- Подведение итогов. Пациент старается сгруппировать все фразы и воспоминания, полученные в течения дня.
Если у ребенка присутствует хоть один из перечисленных провоцирующих факторов развития патологии, то необходимо постоянно находиться под наблюдением специалиста, а при первых проявлениях пройти обследование и начать лечение и корректировку состояния.
В первые годы жизни, когда ребенок пытается повторять фразу или слова взрослых, это вполне нормальное состояние, ведь он только учится. В основном это считается нормой с полугодовалого возраста до трех лет.
Если данное отклонение наблюдается у ребенка в возрасте от 4 лет, то необходимо на это обратить внимание, так как оно может свидетельствовать о нарушениях развития, которые связаны с развитием речи, также эхолалия часто является типичным симптомом при аутизме.
При немедленной эхолалии ребенок может впадать в истерику, если ответив на вопрос, получил не то, что хотел, так как осознание вопроса пришло только спустя некоторое время.
Диагноз и коррекция состояния ребенка
Если родитель заметил первые симптомы эхолалии отклонения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией. В такой ситуации поможет психолог или психоневролог.
Врач после беседы с ребенком сможет точно ответить, является ли данное состояние нормой или отклонением психического развития. Также может проводиться и дополнительная диагностика, которая включает проведение различных тестов.
При подозрении в данном отклонении, как и при иных психологических заболеваниях, необходимо сдать такие анализы:
- крови и мочи;
- ДНК.
Все нейропсихологические анализы и исследования помогают выявить сопутствующие заболевания и отклонения. Чтобы уточнить диагноз и более тщательно изучить состояние пациента, проводится инструментальная диагностика, которая включает ряд процедур:
- Ультразвуковое исследование. Помогает выявить и определить степень повреждения головного мозга.
- Электроэнцефалограмма. Помогает определить симптоматику эхолалии и раннего аутизма.
- Магнитно-резонансная томография. Помогает выявить аномалии головного мозга, височной доли и мозолистого тела. Диагностирует нарушение развития речи и ранний аутизм.
- Проверка слухового аппарата. Помогает исключить тугоухость и иные речевые задержки.
Главные преимущества данных методов в том, что они вполне неинвазивные.
Если у ребенка не диагностирована задержки в развитии, то лечение эхолалии не проводится. Но взрослые должны соблюдать некоторые рекомендации специалиста:
- с ребенком необходимо разговаривать не спеша и четко, тон должен быть спокойным;
- если родитель задает вопрос, то ответ должен быть либо «да», либо «нет»;
- ребенок не должен подвергаться стрессовым ситуациям.
Если у ребенка диагностированы дефекты речи, то проводиться коррекция, которой занимается логопед. При необходимости можно обратиться за помощью и к дефектологу. Коррекция эхолалии проводится с помощью специальных упражнений и занятий для детей.
Если у ребенка был диагностирован аутизм или иные психические патологии, то лечение проводится комплексное. Терапия заболевания назначается исключительно специалистом, под каждого пациента подбирается индивидуально. Родителям, у которых такие дети, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:
- проявить терпение и понимание к ребенку;
- не прерывать ребенка, если он повторяет слова или фразу, постоянно пытаться понять, что он говорит или что хочет донести до взрослого;
- родитель должен постепенно увеличить словарный запас ребенка, добавляя новые слова и фразы в его речь;
- чтобы ребенку было легче сделать выбор, и он понимал, что от него хотят, нужно использовать картинки, так ему будет легче принять правильное решение.
Чтобы лучше понимать человека с данным диагнозом, необходимо обращать внимание не только на смысл слов, но и на ситуацию, в которой он находиться в данный момент, интонацию, мимику и иные нюансы, которые помогут сформировать полноценное общение.
Для лечения эхолалии не нужны лекарственные средства, но они могут быть использованы для терапии провоцирующих патологий и заболеваний – шизофрении, поражении мозга и иных.
Что нужно понимать родителям?
Родители могут нормализовать процесс коммуникации ребенка со сверстниками, превратить данное расстройство в инструмент взаимодействия с окружающим миром. Специалисты советуют придерживаться таких рекомендаций, которые помогут ребенку адаптироваться:
- Никогда не стоит останавливать ребенка с данным дефектом, прерывать его речь. Проговаривая и постоянно повторяя слова, ребенок старается самовыразиться, побороть проблему с устной речью. Если не общаться с таким особенным ребенком, то он не сможет тренировать свое произношение, побороть беспокойство и не сможет научиться поддерживать беседу.
- Всегда стоит обращать внимание на все сказанные слова и фразы ребенка, даже если кажется, что они не имеют никакого смысла. Это позволяет изучить данное отклонение и наладить контакт с чадом. Необходимо обязательно обращать внимание на мимику, интонацию и эмоциональное состояние, тон и ритм сказанного.
- Стараться всегда поддерживать разговор. Формируйте новые фразы, расширяйте словарный запас. Занятия должны быть регулярными и проводиться в спокойной обстановке.