Апоплексический удар (хватил Кондратий): суть термина, история, лечение
Апоплексический удар – состояние, возникающее внезапно, «на ровном месте» (как ошибочно полагают многие), и сопровождающееся нарушением двигательной активности за счет паралича, иногда утратой речевых способностей, нарастанием общемозговых симптомов. В свое время его называли и нервным ударом, и кровяным, и даже, имея в виду односторонний паралич, отнятием члена.
В современной медицине подобная терминология практически изжила себя, и нынешние врачи употребляют другие названия болезни: острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), инсульт ишемический (инфаркт мозга), инсульт геморрагический (кровоизлияние в мозг), субарахноидальное кровоизлияние.
Инсульт, апоплексия или «кондрашка»
Происхождение словосочетания «апоплексический удар» связывают с древнегреческим словом «апоплексия» (αποπληξία – удар, сбивающий с ног, паралич). И, безусловно, такие определения чаще встречалась в лексиконе тех, кто профессионально занимался врачеванием, нежели в разговорной речи людей, не имеющих к медицине отношения. Простому люду такие мудреные заморские выражения вообще были непонятны и трудно произносимы, поэтому он обходился другими словами, не «ломающими» язык.
Народное название апоплексического удара – «кондрашка». Нередко употреблялись (да и сейчас еще в ходу на бытовом уровне) устойчивые словосочетания: «кондратий хватил», «кондрашка стукнул(а)», «кондрашка ударил(а), «паралич разбил», «удар хватил». К какому роду отнести «кондрашку», откуда пошло народное название болезни («кондрашка»), никто толком и не знает, хотя версии выдвигаются разные.
Обилие всевозможных определений болезни свидетельствует о том, что она досаждает человеку с незапамятных времен, однако это не мешает ей на протяжении многих веков удерживаться в лидерах среди причин смерти (2-е место, уступая лишь инфаркту миокарда). Что касается потери трудоспособности, то здесь инсульту просто нет равных. «Схваченный кондрашкой», но выкарабкавшийся из его «объятий» человек, может терять физическую форму и активность на месяцы, на годы, навсегда…
Внезапный удар, сбивающий с ног и отбирающий речь, был известен с доисторических времен, однако до наших дней дошли лишь скудные отрывки описания болезни, да и то, благодаря найденным археологами черепам со следами трепанации, которая признана древнейшей операцией, применяемой при «повреждениях головы».
Самыми древними сведениями об остром нарушении мозгового кровообращения (или состоянии, напоминающем инсульт) исследователи считают запись на гробнице V династии фараонов. Датированная приблизительно серединой III тысячелетия до нашей эры запись, гласит, что главный архитектор царя Древнего Египта сразил удар, который привел его к внезапной смерти на глазах у правителя. Инсульт («кипящая лава в поврежденной голове человека») описан в важнейшем медицинском документе Древнего Египта – Хирургическом папирусе, который в 19 веке в честь американского археолога стал называться папирусом Эдвина Смита.
Вклад Гиппократа и Галена
Недуг, загадочный и пугающий, приводящий к быстрой кончине, не мог остаться в стороне от наблюдений отца медицины Гиппократа, который следующим образом описал симптомы болезни:
- Недуг внезапно настигает здорового с виду человека;
- Голову пронзает очень резкая боль;
- Расстраивается речь;
- Теряется самообладание;
- На седьмой день больной погибает.
Описания инсульта великим древнегреческим целителем, естественно, несколько в иной форме, дошли до наших дней, однако своего названия болезнь еще долго не имела.
Считается, что имя дал ей древнеримский врачеватель Гален, ученый-анатом, экспериментатор-физиолог, искусный хирург, домашний лекарь Римских императоров династии Антонинов (Луций Вер, Марк Аврелий, Коммод). С именем Галена связаны многие понятия, используемые в современной медицине. Что касается апоплексии (αποπληξία – удар), то ее симптомы, связанные с внезапной потерей сознания и последующими поражениями головного мозга, древнеримский врач описал как нельзя точно:
- Черепную коробку сковывает сильнейшая боль;
- Пропадает способность говорить;
- Голова утрачивает господство над телом (Гален является автором учения о том, что тело человека подчиняется воле мозга).
Однако римский врачеватель заблуждался при определении предпосылок, формирующих катастрофу. Будучи приверженцем теории «гуморов», ученый муж видел все проблемы в нарушении равновесия между «основными телесными соками» и апоплексический удар воспринимал, как излишнее влияние «холодной и тяжелой флегмы».
В связи с этим, главная помощь при апоплексии состояла в употреблении продуктов, согревающих тело: наваристых горячих супов, настоев растений, которые на тот момент считались лечебными, а сейчас дополняют любую кухню, как острые приправы. Безусловно, лечение апоплексии в Древнем Риме шокирует нынешних врачей, ведь диета, предназначенная для людей с патологией сердечно-сосудистой системы (стол № 10) никак не подразумевает поглощение наваристых блюд, содержащих в больших концентрациях экстрактивные компоненты, а также соли и специй, задерживающих жидкость и не лучшим образом влияющих на кровеносные сосуды.
Кондратий, несущий смерть
Название «апоплексия» быстро и прочно приклеилось к болезни. Оно, похоже, навечно вошло в медицинскую науку и стало употребляться не только в отношении головного мозга. Острое состояние, обусловленное разрывом органа и сопровождающееся кровотечением, называется также – апоплексия (например, апоплексия яичника). Однако, если подобная катастрофа (разрыв с кровотечением) может случиться с любым органом, то апоплексический удар только с головным мозгом, иначе как объяснить, что термин «апоплексический удар» состоит из двух однокоренных слов? Здесь прослеживается явная тавтология (удар и удар) и это дает основание полагать, что данное словосочетание, обозначающее инсульт, использовали русскоговорящие лекари, вложив в два слова серьезность состояния пациента.
Хотя не представляется возможным поведать, когда в обиходе русскоговорящих людей появилось народное название, хочется отметить, что многие и по сей день считают «кондрашку» и смерть – понятиями тождественными. Стало быть, и апоплексический удар подразумевает гибель человека?
Сейчас-то докторам известно, что это не так, что во многих случаях человека удается спасти, а в далекие времена острое развитие болезни после внезапного обморока с обездвиженностью конечностей на одной стороне и зачастую мычанием вместо речи воспринималась, как отход в мир иной, ведь больные, впавшие таким образом в беспамятство, вскоре умирали.
Как лечили апоплексический удар на протяжении веков
Долгое время основным методом лечения апоплексии было кровопускание, которое выполнялось с помощью обоюдоострого хирургического инструмента (ланцета). Первым этот способ испробовал Гиппократ, впоследствии передав технику своим ученикам.
Кровопускание на протяжении веков стало универсальным средством помощи людям, не только сраженным апоплексическим ударом. Выпускалась «лишняя» или «дурная» кровь и при других, известных и неизвестных состояниях. К счастью, при подозрении на апоплексию из кровеносного русла удалялось малое количество драгоценной жидкости, что не приводило к значительному снижению артериального давления.
Между тем, в эпоху Возрождения многие врачеватели начали ставить под сомнение волшебные возможности данной процедуры. Например, «ятрохимик» Парацельс, будучи ярым противником гуморальной теории, выступал против древних методов воздействия на «телесные соки». Иными словами, Парацельс и его сторонники отвергали искусственное уменьшение объема циркулирующей крови (ОЦК) и считали кровопускание скорее вредной процедурой, нежели приносящей пользу и способной вновь поставить человека на ноги.
Однако ни заслуженному Парацельсу, ни его последователям не удалось «вырубить на корню» древнюю методику. Традиции оказались столь живучи, что авторитетный французский патолог Луи Пьер Шарль Александр, получивший к первой половине 19 века признание своих заслуг, не смог убедить коллег в нецелесообразности кровопускания при сосудистых катастрофах. И даже не глядя на то, что он располагал вескими доказательствами своей правоты.
Кровопускание, правда, наряду с другими методами, еще долго применялось в не таком уж далеком прошлом. Во всяком случае, в начале 70-х прошлого века при гипертоническом кризе местный фельдшер мог извлечь 250 – 300 мл крови из кровеносного русла пациента.
Полезными, эффективными, помогающими при гипертонии и ОНМК, оказались черные, страшные, скользкие животные – пиявки. Основы гирудотерапии, как заменяющей кровопускание процедуры, были положены еще до нашей эры Гиппократом, но особую популярность лечение приобрело в 17 – 18 веках, затем несколько забылось, чтобы вновь возобновиться в наше время по инициативе сторонников нетрадиционной медицины.
Гирудотерапия считалась более щадящей процедурой по сравнению с кровопусканием. Пиявки забирали безопасное количество драгоценной жидкости, а, кроме этого, доставляли в кровоток фермент своей слюны – гирудин, препятствующий образованию тромбов и несущий противовоспалительный эффект. В настоящее время функция антикоагулянтов возложена на фармацевтические препараты, которые помогают при ишемическом инсульте (инфаркте мозга), но противопоказаны при геморрагическом варианте (кровоизлиянии).
Беспричинный ли удар?
Это только на первый взгляд апоплексический удар случается внезапно. Между тем, он настигает человека, состояние кровеносных путей которого оставляет желать лучшего.
Закупорка тромбом, эмболом (инфаркт мозга) или разрыв сосудистой стенки с образованием гематомы (кровоизлияние) нарушает кровообращение главного органа ЦНС – головного мозга, лишая его питания, ограничивая его функции.
Следует заметить, что на протяжении веков причинам апоплексии уделялось не столько внимания, сколько они заслуживают. А все потому, что, в основном, считалось: «Вот жил-был «здоровяк, кровь с молоком», а тут раз – и ударил кондратий». Многим и сейчас невдомек, что болезнь в большинстве случаев задолго начинает посылать сигналы, нужно лишь их вовремя заметить.
Первым, кто поставил вопрос о настоящих причинах катастрофы, стал врач из Швейцарии Иоганн Якоб Вепфер, который в 1647 году получил право вскрывать и исследовать биоматериалы людей, погибших от апоплексического удара (до того Вепфер проводил опыты только над животными). В результате своих экспериментов швейцарский патологоанатом пришел к выводу, что виной внезапного острого состояния может быть:
- Разрыв поврежденной сосудистой стенки, приводящий к излитию крови в головной мозг (геморрагический инсульт);
- Закупорка просвета сосуда сгустком или другой субстанцией, нарушающая питание мозговых структур (инфаркт мозга).
К сожалению, Вепфер, положив основу столь важного раздела, как этиология и патогенез, не был понят современниками. Лишь спустя 2 века новую жизнь выводам швейцарского врача дал немецкий ученый, основатель многих направлений в биологии и медицине Рудольф Вирхов. Он, будучи человеком разносторонним в медицинской науке, внес существенный вклад в развитие нормальной анатомии, определил гистологическую природу многих патологических состояний, обогатил лексикон врачей такими терминами, как «эмболия» и «тромбоз» (частые причины апоплексии), а в 1854 году основал медицинское периодическое издание, освещающее проблемы неврологии.
Причинные факторы и симптомы
Уже тогда, в 19 веке, врачи начинали понимать, что «ударный кондратий» в течение длительного периода готовится к своему злодеянию, а причиной наступившего удара может быть образ жизни человека и/или его хроническая болезнь:
- Любая патология сердечно-сосудистой системы;
- Нарушение липидного обмена, которое незаметно, с годами, приводит к повреждению сосудистых стенок и формированию атеросклеротических бляшек;
- Болезни эндокринной системы (в частности, сахарный диабет), вносящие разлад в функционирование других систем организма;
- Употребление отдельных лекарственных средств и алкогольных напитков в чрезмерных дозах;
- Некоторые, негативно влияющие на здоровье и способствующие накоплению жировых отложений, пищевые пристрастия;
- Образ жизни праздный и малоподвижный;
- Возраст (чем старше человек, тем слабее его сосуды).
По мере накопления сведений об апоплексии, изменились представления о предвестниках и клинической картине болезни. Удар уже не считали столь внезапным, поскольку нередко пациенты отмечали незадолго до катастрофы:
- Приливы жара к лицу;
- Головокружение и головную боль;
- Расстройство способностей внятно говорить;
- Онемение в руке, ноге или обеих конечностях сразу (на одной стороне тела).
Далее следовала непохожая на обычный обморок потеря сознания, сопровождаемая симптомами, которые красноречиво свидетельствовали, что «кондратий» все же пришел и ударил:
- Лицо перекашивалось, на его коже проступал нездоровый багрянец;
- Пульс замедлялся и напрягался;
- Дыхание становилось частым и глубоким, нередко доходящим до хрипов;
- Зрачки не спешили реагировать на свет;
- Температура тела повышалась.
Конечно, со временем список причин и неврологических признаков расстройства мозгового кровообращения расширился, однако и этот в некоторой степени мог объяснить происхождение болезни и отразить удар подкрадывающейся «кондрашки».
Важная роль диагностики
Вплотную человечество подошло к обозначению причинного фактора сосудистых катастроф в самом начале прошлого века, и все это произошло, благодаря важным открытиям и стремительно внедряющимся в практику методам диагностики:
- Заглянуть в черепную коробку и определить патологические изменения с помощью рентгеновских лучей стало возможным с 1900 года (рентгенография головы);
- Определить состояние мозговых сосудов, сделав рентгеновский снимок (ангиография), удалось профессору из Португалии Эгашу Монишу в 1927 году;
- 1929 год вошел в историю неврологической науки, как год рождения электроэнцефалографии, позволяющей записывать электрическую активность головного мозга;
- Методы ультразвуковой диагностики (УЗИ) заявили о себе в 1953 году;
- Компьютерная томография (КТ) стала внедряться в больших клиниках с 1970 года;
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) заняла достойное место в 1980 году;
- Сравнительно недавно (уже в III тысячелетии) стала применяться усовершенствованная МРТ, которая показывает работу ГМ в реальном времени.
Перечисленные методы инструментальной диагностики в совокупности с лабораторными исследованиями холестеринового обмена (липидный спектр – липидограмма) открыли перспективы раннего выявления основного причинного фактора – атеросклеротического процесса, и позволили не только эффективно лечить патологию, но и предупредить ее развитие на стадии зарождения. Соблюдение диеты, регулирование режима труда и отдыха, адекватная физическая активность, прием специальных фармацевтических препаратов, препятствующих поражению сосудов – именно те меры, которые на долгие годы способны отсрочить приход «кондрашки».
Видео: фильм минздрава об инсульте