Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости
Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.
Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:
- 50-70 баллов – лёгкая степень;
- 35-50 – умеренная;
- 20-35- тяжёлая;
- меньше 20- глубокая.
Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:
- дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
- имбецильность – средняя.
- идиотия- глубокая.
Врождённую умственную отсталость можно приобрести:
- в период внутриутробного развития;
- во время родов.
Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:
- черепно-мозговые травмы;
- тяжёлые вирусные нейроинфекции (менингит, энцефалит).
Кто он, человек с легким слабоумием?
Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.
Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.
Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.
При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.
Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.
Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.
Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.
Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.
У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.
В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).
Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.
Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.
Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).
Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Стадии и степени дебильности
Различают три стадии в зависимости от IQ:
- легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
- умеренная: IQ 60-64 балла;
- тяжёлая: IQ 50-59 балла.
Также выделяют такие виды дебильности:
- Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
- Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
- Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
- Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.
Детский дебилизм и его особенности
Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.
В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…
Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.
С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.
Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.
Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.
Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.
Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.
Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.
Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.
Эмоциональная сторона
У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:
- на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
- на втором: злые, угрюмые, агрессивные.
Также существуют и два полюса активности:
- крайне активные дети – на одном полюсе;
- крайне заторможенные – на другом.
Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.
Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.
Особенности мышления
«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.
У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».
Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.
Постановка диагноза и тесты
С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.
Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.
Тест Айзенка
Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:
- верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
- вариант нормы: 90-110 баллов;
- меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
- всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.
Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.
Тест Войнаровского
Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.
Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».
Оценка развития речи
Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:
- вставить в рассказ недостающие слова;
- пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
- правильно расставить запятые в тексте;
- придумать фразу из отдельных слов.
Тест Торренса
Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:
- фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
- задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
- лист с нарисованными парными прямыми линиями.
Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.
Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.
Коррекция и оказание помощи
В основном лечение симптоматическое:
- психотропные и ноотропные препараты;
- общеукрепляющие;
- противосудорожные и дегидратационные;
- метаболические.
Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.
С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.
Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.
Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.
Профилактические меры
Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:
- выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
- обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
- здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
- мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.